Вот это поворот: новые проекты малого бизнеса как ответ на кризис
24 ноября 2020 года
Новые проекты и смена сферы деятельности стали одним из ответов малого бизнеса на кризисные явления весны 2020 года. Ситуация, в которой целые отрасли не имели возможности полноценно работать, привела к появлению большого числа новых проектов, зачастую далеких от центральной бизнес-идеи их владельцев. Полная смена вектора развития была особенно характерна для таких секторов как развлечения, индустрия красоты и транспорт, показало исследование Райффайзенбанка.
Достигли смены парадигмы: как малый бизнес изменился с весны 2020 года
В марте—апреле 2020 года многие компании столкнулись с ограничениями в работе — турфирмы, салоны красоты и компании из сферы развлечений пострадали от закрытия границ, карантина и отмены публичных мероприятий. Это те, кто не мог уйти на удаленку или решить бизнес-задачи с помощью доставки.
Первым ответом на кризисные явления стало открытие дополнительных проектов, чтобы поддержать основной. Часто это был цех по пошиву масок или разливу антисептиков. Однако со временем концепции усложнялись.
Источник: исследование Райффайзенбанка
«Новый бизнес-план и дополнительный проект были частью стратегии преодоления кризиса и для некоторых наших клиентов. Весной 2020 года мы нередко обсуждали с клиентами вопросы реструктуризации или отсрочки платежей по кредитам, и видели разные варианты решения проблемы кассового разрыва или временной приостановки работы. Для одних это была доставка или прием онлайн-платежей, которые бизнес долго откладывал как не первоочередные задачи. Другие сдавали помещения в субаренду или организовывали полностью новое производство, — отметил Денис Скоков, руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка. — И все-таки цифровизация стала тем, что объединяло все эти подходы. Потому что цифровое привлечение, таргетированная реклама, лендинг для приема заказов и онлайн-взаимодействие с партнерами быстро стали новой реальностью. В этот период мы увидели высокий спрос на услуги онлайн-бухгалтерии, подачу деклараций и выставление счетов полностью онлайн».
Однако офлайн-бизнес продолжает развиваться, внедряя элементы цифровой культуры в свои сервисы. Так, проект Fotozona Lab, который производит фотозоны для праздников и культурных мероприятий, в один момент потерял контракты на 1.5 млн рублей. Потребовались быстрые решения, чтобы бизнес не остановился, рассказывает основатель проекта Ираклий Наскидов. Сначала он вместе с партнером организовал пошив и продажу масок, что помогло покрыть текущие расходы. Но был запрос на стратегический проект и поиск новой ниши. Так появилась идея развивать в России popup-магазины — торговые точки для малого бизнеса, которые не требуют больших затрат.
«Основная гипотеза звучала так — в период кризиса из-за пандемии именно мобильный магазин способен стать адекватным ответом рынку. Малый бизнес часто не может выбраться в физический ритейл из-за высокого порога входа. А теперь к этому фактору добавился и страх закрытия точек продаж. Поэтому формат popup стал актуальным. Не нужно строить магазин, монтаж и демонтаж занимает 8 часов. В случае локдауна расходы на физическую сеть можно урезать до нуля. То же самое, если просто не угадали с локацией — магазин можно просто перевести в другое место», — пояснил Ираклий Наскидов.
В ходе глубинных интервью выяснилось, что малый бизнес ищет «таблетку от всего». «То есть нужно не просто предложить дизайн магазина, а спроектировать товарную матрицу, смоделировать экономику, сделать бизнес-план и дизайн. И обязательно договориться с торговым центром. А еще провести эквайринг и нанять/обучить продавцов, придумать, как вести операционку. Малый бизнес мыслит не категориями инвестиций, а категориями трат. Играет, чтобы не проиграть. Поэтому предложение должно быть сверхубедительным (особенно сейчас), чтобы люди решились вкладывать 700 тыс. рублей в открытие магазина. И самым сложным звеном в этой цепочке стали торговые центры, которые относятся к малому бизнесу, мягко говоря, прохладно. Но их можно понять — высокая долговая нагрузка, у многих валютные кредиты», — добавил Ираклий Наскидов.